Учебная программа
"Основы журналистики и издательского дела"

автор - А.В.Варсопко

Содержание:

ВСТУПЛЕНИЕ

В современной общественной жизни огромную роль играют средства массовой информации. Через них люди узнают о различных событиях, получают необходимые знания, реализуют свой творческий потенциал, получают эмоциональную разгрузку. Велика роль средств массовой информации в формировании общественного мнения и как манипулятора общественного сознания. При крайне высокой социальной значимости СМИ между тем в общественной жизни явно занижено знание об этом регуляторе общественных отношений. Понимание же процессов, осуществляемых СМИ, делает человека более свободным, приводит к формированию собственного взгляда на происходящее.
Нормативное школьное образование явно отстает от духа времени: выпускники школ, выходя во взрослую жизнь, дезориентированы и не имеют представления об одном из важнейших общественных механизмов. Возникновение и работа детских издательских центров по программе "Основы журналистской работы и издательского дела" позволит создать здоровый прецедент в сфере культуры и образования, даст возможность накопить опыт для создания обязательного предмета в общем образовании.
Самый эффективный способ познания - практика. Работа под руководством преподавателя над регулярно выходящими номерами собственной газеты (раз в две недели), выполнение заказов на изготовление макетов полиграфической продукции для администрации Школы Искусств позволит учащимся испытать многие аспекты журналистской работы и издательского дела на собственном опыте. Работа на современном компьютерном оборудовании и над конкретным делом, результаты которого можно "подержать в руках" и показать друзьям и знакомым, делают обучение интересным и эффективным.
Деятельность издательского центра должна предполагать обязательный анализ сделанного, учет его в дальнейшем, что должно влиять не только на качество выполнения работ, но и на рост теоретической подготовки.
Совмещение в рамках одной программы журналистской работы (написание статей, подготовка иллюстраций) и издательского дела (дизайн, верстка, создание оригинал-макета) приведет к знакомству и первичному освоению учащимися основных элементов функционирования периодической печати.
Программа ставит своей целью не только подготовку молодежи к будущей профессиональной деятельности в качестве журналиста, редактора, верстальщика, но и - самое важное - повышение личного культурного уровня до соответствующего современной информационно-технологической эпохе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа "Основы журналистской деятельности и издательского дела" (первый год обучения) ориентирована на учащихся 13-17 лет, не имеющих опыта работы с компьютером и современными компьютерными издательскими программами. Основным условием привлечения детей в издательский центр является их личная заинтересованность и желание работать в данном направлении - журналист-издатель.
Основной целью обучения является освоение на практике основ журналистской работы и издательского дела. Подготовка материалов для школьной газеты совмещается с освоением современного программного обеспечения персонального компьютера для издательских целей.
Программа включает в себя три основных блока: теоретические - "Основы журналистской работы", "Основы издательского дела" и практическая работа над газетой.
В связи с тем, что компьютерные издательские программы весьма сложны, для их освоения на уровне, достаточном для самостоятельной деятельности, необходима постоянная практическая работа, связанная с решением реальных задач, таких как подготовка материалов к изданию, создание оригинал-макетов и т.п. Учащемуся нужно не только показать, как, например, отформатировать абзац, создать колонку, вставить иллюстрацию, его надо поставить в такие условия, в которых ему придется использовать все знания, полученные в процессе обучения, а кроме того научиться самостоятельно получать сведения, необходимые для решения поставленной задачи. Таким образом, необходима творческая деятельность, в которой учащийся совместно с преподавателем смог бы применить свои знания на практике, - такой деятельностью будет издание газеты Школы искусств.
При заинтересованном подходе педагогов и администрации Школы искусств к освещению деятельности своих студий и подразделений газета может быть очень эффективным репрезентатором школьной жизни, что важно:
а) для объединения всех учащихся и педагогического состава, понимания общих целей Школы, воспитания школьного патриотизма;
б) для родителей учащихся, потенциальных учащихся, смогущих по газете судить о жизни Школы;
в) для муниципальных органов, учреждений культуры и образования.
Во время первого года обучения литературная деятельность учащихся основана на личных пристрастиях к тем или иным темам, жанрам; во время второго года обучения предпочтение должно отдаваться редакционным заданиям, литературной работе, исходящей из целей газеты, конкретного ее номера, требующего определенных материалов на те или иные темы.
Результат двухгодичного обучения - умение учащегося "с нуля" самостоятельно создать номер газеты, умение объяснить функциональное значение основных газетных элементов, умение анализировать некоторые аспекты не только собственной, но и чужой - в том числе и "взрослой" - периодической печать.

1 год обучения

Теоретический блок "Основы журналистской работы"

1. Вводное занятие (задачи курса, анкетирование учащихся).- 2 часа.
2. Газета как источник информации. Типы газет. - 4 часа.
3. Жанры журналистики. - 2 часа.
4. Составные части газеты (название, нумерация, логотип и т.д.). - 4 часа.
5. Основные элементы газетного материала (название, лид, иллюстрация и т.д.). - 2 часа.
6. Репортаж. - 2 часа.
7. Очерк. - 4 часа.
8. Зарисовка. - 4 часа.
9. Рецензия. - 2 часа.
10. Опросы, тестирования. - 2 часа.
11. Анонс. - 2 часа.
12. Работа редактора. - 4 часа.
13. Работа корректора - 2 часа.
14. Стиль газеты. - 2 часа.
Всего 38 часов.

Теоретический блок "Основы издательской деятельности"

1. Операционная система Windows-98 - 6 часов.
2. Текстовый редактор MS Word 7.0 - 6 часов.
3. Программа Adobe PageMaker 6.5 - 40 часа.
4. Программа Adobe PhotoShop 4.0 - 18 часов.
Всего 70 часов.

Практическая работа над газетой - 108 часов.

Итого 216 учебных часов.

2 год обучения
Теоретический блок "Основы журналистики"

1. Задачи второго года обучения. - 2 часа.
2. Периодическая печать. Газета как источник информации. Типы газет. - 6 часов.
3. Жанры журналистики. - 2 часа.
4. Информация, сводки новостей, способы поиска информации. - 2 часа.
5. Составные части газеты (название, нумерация, логотип и т.д.). - 2 часа.
6. Основные элементы газетного материала (название, лид, иллюстрация и т.д.). - 4 часа.
7. Репортаж. - 2 часа.
8. Очерк. - 2 часа.
9. Зарисовка. - 2 часа.
10. Рецензия. - 2 часа.
11. Опросы, тестирования. - 2 часа.
12. Редакторская статья. - 2 часа.
13. Анонс. - 2 часа.
14. Работа редактора. - 4 часа.
15. Работа корректора - 2 часа.
16. Стиль газеты. - 2 часа.
17. Идеология газеты. - 2 часа.
18. Газетные штампы. - 2 часа.
Всего 44 часа.

Теоретический блок "Основы издательской деятельности"

1. Операционная система Windows-98 (повторение) - 4 часа.
2. Текстовый редактор MS Word 7.0 (повторение) - 4 часа.
3. Программа Adobe PageMaker 6.5 (повторение и новые инструменты) - 36 часов.
4. Программа Adobe PhotoShop 4.0 (повторение и новые инструменты) - 20 часов.
Всего 64 часа.

Практическая работа над газетой - 108 часов.

Итого 216 учебных часов.

Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, на практику или теорию, может варьироваться в процессе обучения в пользу той или иной темы, с уделением большего внимания теории или практике в зависимости от усвоения материала учащимися и роста технической оснащенности образовательного процесса, а также может зависеть от индивидуальных пристрастий и возможностей учащихся (лучшая литературная подготовка или лучшая, по сравнению с другими, компьютерная грамотность).

Во время двухгодичного обучения ребята проходят одинаковые теоретические блоки (второй год обучения предполагает большее внимание теории журналистской работы и меньшее - компьютерной теории, так как изучение издательских программ в большей степени становится самостоятельным во время практической работы над газетой).

Состав групп

Состав групп зависит от количества компьютеров: по 1 человеку на один компьютер по 2 учебных часа за одно занятие.
При нагрузке 12 часов в неделю (при двух рабочих компьютерах) количество учащихся - 12-14 (с учетом текучести) человек.
Возраст - 13-17 лет.
12 человек - максимальное число занимающихся в журналистской студии: при регулярном выходе газеты данное количество ребят вполне обеспечивает материалами текущий номер; преподаватель успеет обработать, проанализировать материалы лично с каждым учеником; в процессе обучения преподаватель должен иметь возможность помочь каждому справиться с возникшей проблемой.

 

 

Hosted by uCoz